+7 (495) 066-13-54
Перезвонить

Можно ли избаловать младенца?

Статьи/Важность ношения детей на руках/Можно ли избаловать младенца?

 Можно ли избаловать младенца?
Автор: С. Мещерякова,
 кандидат психологических наук,
ведущий научный сотрудник Психологического института РАО.

Нам предоставляется необходимым обсудить этот вопрос, так как многие рекомендации, предлагаемые читателям, могут вызвать у некоторых возражения. Например, приходится сталкиваться с такими мнениями: "Будешь при каждом плаче на руки брать – так избалуешь, что вообще с рук сходить не станет" или "Пусть поплачет, ничего не добьется, все равно будет по-моему: когда нужно, тогда и покормлю (перепеленаю, поиграю, дам игрушку)"; "Если на каждый всхлип реагировать, так и будет всю жизнь мной командовать". Родители, которые так рассуждают, боятся избаловать малыша, как бы изначально приписывая ему необоснованные побуждения к капризам «из вредности». Это происходит оттого, что взрослые не всегда могут понять причины плача ребенка.

А причин для плача у маленького ребенка бывает очень много. Даже если его только что покормили, он может испытывать чувство голода, так как количество пищи оказалось в этот раз недостаточным. Или малыш наглотался воздуха, и у него заболел живот. Функция пищеварения у некоторых детей налаживается с трудом – в первые недели и месяцы жизни такие малыши часто страдают от болей в животе. Родители должны по возможности предусмотреть все: предложить ребенку поесть, подержать его вертикально, похлопывая по спинке, чтобы дать возможность выйти воздуху, положить теплый шарф на живот, чтобы помочь успокоиться боли, дать укропную воду, чтобы снять действие газов.

Если все эти меры не помотают, надо взять ребенка на руки и успокоить покачиванием, своей близостью, объятиями. Ведь младенцы от природы нуждаются в физическом контакте с матерью для ощущения комфорта, зачем же лишать его естественных условий? Тот факт, что соседский ребенок или дети родственников не капризничают, ведут себя спокойно в кровати, еще не говорит о том, что и ваш малыш должен вести себя так же. Все дети рождаются с различными особенностями нервной системы: одни более тревожны и чувствительны, другие менее. Одни малыши вздрагивают от каждого звука и просыпаются с плачем, другие могут спать при громком разговоре и просыпать время кормления.

Психологи располагают данными, что те дети, которым не давали плакать в первые месяцы жизни, вовремя устранял причины дискомфорта, впоследствии выросли более спокойными, чем те, которым предоставляли возможность «выкричаться». Это и понятно: невротизация малыша иногда начинается очень рано от постоянного переживания неудовлетворенности и тревоги, и, напротив, ее можно избежать, проявляя чуткость и внимание к малышу, сообщая ему чувство уверенности, защищенности, близости с вами.

Однако вы спросите; до какого же возраста родители должны во всем угождать и подчиняться ребенку? Ведь избалованные дети на самом деле далеко не редкость.
Американский психолог Дж. Уайт считает, что до 8 месяцев избаловать ребенка нельзя, все его капризы обоснованы, и взрослый должен во всем идти навстречу малышу. Но вот после 8 месяцев опасность воспитать «тирана» очень велика. Наши данные совпадают с этим мнением; действительно, дальнейшее развитие личности ребенка, отношения с окружающими людьми в большой степени зависят от того, как вы будете относиться к его запросам.
Есть вещи, которые, ни в коем случае нельзя позволять ребенку – например, разбрасывать еду, бить по лицу взрослых и детей и т.д. Ребенок старше 8 месяцев достаточно разумен, чтобы понимать, что можно делать, а что нельзя. Ваши запреты в отношении недопустимых действий должны быть категорическими и постоянными. Можете же вы без колебаний пресекать попытки малыша сунуть руку в кипяток или влезть на подоконник раскрытого окна. С такой же твердостью вы должны не позволять ему совершать действия, несообразные с нравственными требованиями в человеческих взаимоотношениях. Конечно, эти требования в отношении годовалого ребенка должны соотноситься с его возрастом: нелепо ожидать от малыша безукоризненного подчинения своего поведения интересам окружающих, но в определенных границах он уже в состоянии их учитывать.

При правильном воспитании в конце второго полугодия жизни ребенок ориентируется на оценку взрослого, благодаря чему ваши поощрения и порицания могут стать надежным инструментом регуляции его поведения. Но пользоваться ими следует осторожно; избыток, как порицаний, так и поощрений дезориентирует малыша, он может стать нечувствительным к ним.
Часто приходится наблюдать, как мама или бабушка лишь слегка журят ребенка, покачивая головой и не принимая никаких более действенных мер, когда тот бросает песок в глаза сидящему рядом в песочнице малышу. Или, напротив, обрушиваются на него с грозными упреками и шлепками, если он заигрался и намочил штанишки.

Оптимальным средством воздействия должно быть строгое «нельзя», но оно эффективно только тогда, когда все окружающие единодушны в отношении оценки поведения ребенка. Помните, что воспитывает человека не один-единственный взрослый, а вся окружающая атмосфера взаимоотношений.

Тотальный запрет и подавление инициативы младенца в первом полугодии жизни обернутся его пассивностью в дальнейшем. К сожалению, для многих родителей послушный ребенок – идеал воспитания. Но часто за полным послушанием стоит безынициативность, что может стать барьером для развития творческих проявлений.

Другая крайность – такая «раскрепощенность», которая оборачивается потребительским, эгоистическим отношением ко всем людям.

Желаем вам избежать обеих крайностей, для чего уже на первом году жизни ребенка вы должны хорошо представлять себе его потребности и возможности.

Из книги"Психология Вашего младенца: у истоков общения и творчества".
Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Ражников В.Г. - М.: АСТ, 1996. - 384 с.

                                                 назад