+7 (495) 066-13-54
Перезвонить

Мы в ответе за тех, кого приручили

Статьи/Важность ношения на руках/Мы в ответе за тех, кого приручили

Мы в ответе за тех, кого приручили
Статья из журнала «Няня" №9, 2006.
Автор: Кнорре Ксения

Мать имеет в своем арсенале такой мощный инструмент, как материнский инстинкт, и никакие педиатры со всеми возможными педагогическими и психологическими авторитетами не смогут ее убедить, если она чувствует, что должна поступить так, а не иначе. Однако можно попробовать...

Немного истории
В советские годы редко возникал вопрос о том, как сделать лучше для ребенка. В условиях общепринятой системы ухода за детьми - кормление раз в три часа по требованию, раздельный сон, тугое пеленание, коляска, манеж - он и не ставился. Делали так, как говорили врачи и старшее поколение. Не малыш знал, что для него лучше, а бабушки и участковый педиатр. А они говорили одно и то же: ребенка надо изначально держать в строгости, иначе сядет на шею, брать на руки только в крайнем случае и как можно реже, «а то привыкнет». Кроме того, в нашей стране считалось, что женщина не имеет права не работать, и по истечении декретного отпуска была обязана выйти на работу.

Сегодня же огромное количество родителей воспитывает своих детей в соответствии с теорией, противоположной той, согласно которой наши бабушки воспитывали наших родителей, а наши мамы воспитывали нас. Сейчас ситуация кардинально изменилась. И матери, и врачи все больше «идут на поводу» у малыша. Сейчас, в отличие от советских времен, уже никого не удивишь ни совместным пребыванием в роддоме, ни кормлением по требованию. У современных родителей огромные возможности выбора другого пути, а советы старшего поколения все чаще игнорируются, как безусловно устаревшие. Многие не стесняются признаться в том, что спят вместе со своим ребенком, а желающих кормить по расписанию уже практически совсем не осталось.

Справедливости ради следует отметить, что у нас была такая жесткая система не из-за того, что мы такие отсталые. Вплоть до 70-х годов во всем мире было принято точно так же кормить дитя - строго раз в 3 часа, заставлять ребенка выдерживать длительный ночной перерыв и брать из кроватки только для того, чтобы перепеленать, покормить, иногда поиграть по прихоти родителей, а затем положить обратно. В 40-70-ые годы это было повсеместной практикой (приведшей, в частности, к тому, что, по данным ВОЗ, к 1970 году в мире только 5% женщин кормили грудью). Объяснялось это во многом тем, что женщина была активным участником общественных процессов, делала карьеру, была сторонницей мужского и женского равноправия.

Однако после семидесятых положение постепенно начало меняться. Наука задалась вопросом о том, как на самом деле лучше для самих детей. Кроме того, человек, достаточно поэкспериментировав с различными достижениями цивилизации, начал задумываться о том, что природа не так уж глупа и что в некоторых вопросах стоит идти у нее на поводу, поступая так, как это делали наши дикие предки.

Первым пало кормление по расписанию: проведенные исследования доказали, что, когда ребенок выбирает сам удобный для себя режим, это оказывает огромное положительное влияние как на его психо-эмоциональное состояние, так и на лактацию матери. И женщины стали все чаще отказываться от непременного атрибута кормления - часов и весов. И оказалось, что эта система вполне себя оправдывает.

Затем неожиданно выяснилось, что уход за ребенком - это вовсе не каторжный труд, если относиться к нему проще, то есть больше ориентироваться не на толстые книжки, а на собственный инстинкт. И самая обычная мать лучше разбирается в собственном младенце, чем все профессора-педиатры и педагоги, вместе взятые.

Немного теории
Одна из лучших переводных книг по уходу за ребенком, изданная в России, написана Уильямом и Мартой Сирс (Серз, в старом переводе), родителями восьми детей, педиатрами. Книга называется «Ваш малыш от рождения до двух лет». В ней молодые родители находят ответы на самые разные вопросы, в частности, авторы уделяют огромное внимание такому вопросу: носить ли ребенка на руках и как часто это стоит делать.

С точки зрения Сирсов, которая основана на их личном опыте и на наблюдении за сотнями пациентов, постоянное ношение ребенка на руках - это один из базовых принципов ухода за малышом. Это обеспечивает тесную эмоциональную связь между родителями и ребенком и благотворно сказывается на психике малыша и матери. Для того чтобы достичь успеха на этом поприще необходимо, как пишут Сирсы, полностью изменить собственное отношение к младенцу. «Вы можете представлять себе своего ребенка лежащим себе спокойно в кроватке, пассивно уставившись на мелькающую карусель, которого берут на руки только чтобы покормить и поиграть с ним, а затем кладут на место; вы можете думать, что эти периоды «на руках» - просто вынужденные интервалы для того, чтобы успокаивать ребенка до тех пор, пока его можно будет снова положить. Чтобы понять постоянное ношение ребенка, переверните эту точку зрения: носите ребенка на себе большую часть времени и кладите его или ее только во время наиболее продолжительных периодов дневного или ночного сна, а также чтобы уделить время собственным нуждам». По мнению авторов, кроху следует вынашивать восемнадцать месяцев: девять месяцев внутри и девять - вне матери.

Главное возражение оппонентов - таская ребенка все время на руках и удовлетворяя его потребности по первому свистку, невозможно его не избаловать. На это Сирсы отвечают следующее. Для того чтобы не избаловать ребенка, необходимо адекватно реагировать на его запросы, испортить все может только неадекватная реакция. Быть на руках у родителей, рядом с ними и благодаря этому чувствовать себя защищенным - это ЗАКОННОЕ желание малыша, который еще совсем недавно не осознавал себя в отрыве от мамы. Это его ПОТРЕБНОСТЬ, такая же, как необходимость быть сытым. И взять его на руки - значит адекватно отреагировать на его просьбу, а не взять - неадекватно. По словам Сирсов, теория о том, что ребенка можно испортить, удовлетворяя его потребности, появилась в 1920-е годы, когда «в дело воспитания» детей вторглась толпа специалистов. Они отрицали родительскую интуицию и ратовали за аскетизм и отдаление детей от матери с отцом. Они считали, что, если много держать ребенка на руках, кормить по первому знаку и прибегать на плач, вырастет слишком зависимое чадо, цепляющееся за мамину юбку. Эта теория избалованности не была подкреплена научной базой, а держалась лишь на необоснованных страхах и личных мнениях». По словам авторов, современные исследования полностью опровергают ее, доказывая, что младенцы, чьи потребности удовлетворяются по первому требованию, вырастают более независимыми, чем те, которых кормят по расписанию и не носят на руках. Но, для того чтобы это произошло, необходимо, чтобы они благополучно прошли через этап естественной здоровой зависимости.

Согласно западным исследованиям, до 8 месяцев ребенка избаловать невозможно: его психика и мозг разовьются до такой степени, чтобы он осознал свою возможность манипулировать другими людьми, только к этому моменту.

Другой западный исследователь, сторонник «ручек», - Ж. Ледлофф, автор книги «Как вырастить ребенка счастливым». В ней автор, ссылаясь на опыт диких южноамериканских племен, утверждает, что вообще основная часть психологических проблем у людей является следствием «недоношенности» на руках. Ребенок, недополучивший ощущения близости с мамой, впоследствии или пытается это компенсировать, или же приобретает те или иные психологические расстройства. По мнению автора, ношение на руках в первое полугодие жизни малыша имеет огромное и едва ли не решающие для его жизни значение.

Поэтому продвинутые мамы знают, что ребенка носить на руках не только можно, но и нужно. Когда бабушки-прабабушки ворчат: «Приучишь к ручкам - потом не спустишь», современные мамы отвечают на это, что у ребенка фиксируются только неудовлетворенные потребности, и если вовремя в должном объеме удовлетворить его желание быть на ручках, в определенный момент он сам с них слезет. Во-первых, надоест, а во-вторых, зная о доброжелательности окружающего мира (это ощущение у него возникнет благодаря тому, что в первые месяцы он ПОСТОЯННО ощущал любовь и заботу мамы, чувствовал себя спокойным и защищенным рядом с ней), он с удовольствием и интересом будет знакомиться с ним. Ситуация, когда ребенок постарше все время просится на руки, связана, с точки зрения сторонников этой теории, именно с тем, что его «недоносили» в предыдущем периоде - он знает, как хорошо и безопасно на маминых руках, но его потребности в этом не были удовлетворены в младенчестве. Поэтому главное опасение, что ребенок в будущем станет абсолютно несамостоятельным и избалованным, сторонники ношения на руках отвергают полностью. Практика, помимо всего прочего, показывает, что «ручные» дети, те, которые провели младенчество в постоянном телесном контакте с родителями, ведут себя гораздо более спокойно, меньше плачут и капризничают, чем их сверстники. Они больше доверяют родителям, у них лучше налажено взаимодействие с ними, у них нет необходимости привлекать внимание плачем и капризными выходками, потому что они и так уверены в том, что их любят и что их всегда слышат.
Еще более подкованные научно мамы, знакомые с работами Фрейда, знают, что телесный контакт - это едва ли не главный метод общения, благодаря которому существует, в частности, такая немаловажная вещь, как секс. Физическое ощущение близости с родным человеком дает не только чувство защищенности, но и убеждает в том, что о тебе заботятся, тебе рады, тебя тут ждали, тебя любят, причем на подсознательном уровне.

Иерархия потребностей Маслоу гласит: человек переходит на следующую ступень потребностей только в том случае, если у него была удовлетворена предыдущая. Первая ступень, на которой стоит вся пирамида потребностей Маслоу, - физиологические потребности. Следующей является потребность в безопасности и защищенности. Только после того как оба базовых требования будут удовлетворены в достаточной степени, человек поднимается выше - испытывает нужду в причастности к определенной социальной группе, в общении, в самовыражении: голодного человека или человека, находящегося в опасных для жизни условиях, невозможно заинтересовать живописью. Младенец, развиваясь, подчиняется тем же законам: двигается вперед в своем развитии после того, как чувствует, что получил все необходимое на предыдущем этапе.

Профессор Юлия Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком: как?» приводит такой пример: после Первой мировой войны в Европе и США был произведен анализ случаев смертей младенцев в детских домах. Результат оказался ошеломляющим: одних медицинских факторов было явно недостаточно для такого трагического исхода, основной причиной смерти стала неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте со взрослыми.

Научно доказано, что младенцы, лишенные внимания родителей, плохо развиваются физически, медленно набирают вес, не проявляют интереса к окружающему миру. А что такое для новорожденного, который не понимает слов, контакт со взрослым, общение с ним? В первую очередь ласковые прикосновения, объятия, нежная интонация, обращенная к нему, любящий взгляд.

Глазами ребенка
Если попытаться встать на позицию новорожденного, то мы поймем, что он существует в новом, чуждом для него мире, где мама - единственное существо, которое ему знакомо. Он знает еще по дородовому периоду ее запах, стук сердца, звук голоса. Вкус маминого молока схож со знакомым ему вкусом околоплодных вод. То, насколько доброжелательным покажется крохе этот мир, зависит в первую очередь от того, насколько удовлетворены будут его потребности. И больше всего он нуждается в ощущении защищенности, которое может дать ему только мама и только в тесном телесном контакте. Ощущение близости мамы для него не менее важно, чем удовлетворение голода. Новорожденному неинтересны ни игрушки, ни окружающий его огромный мир, более того, он его пугает, поскольку ребенок пришел из тесной матки, ставшей для него на 9 месяцев домом. Поэтому плач ребенка, лежащего в кроватке, - это не просто каприз, а реально существующая потребность почувствовать рядом родного человека.

Правильность этой теории доказывает простой тест, доступный любой маме: посмотрите на своего младенца, когда он рядом с вами, тесно прижат к вашему телу. Разве в кроватке или в коляске вы видите у него такое умиротворенное, блаженное, счастливое выражение лица?

Спартанский вариант
Однако существует и противоположная теория, основанная на базовых психологических принципах.

Для того чтобы человек развивался, ему нужен стимул. Если вы, грубо говоря, лежите под пальмой и вам тепло, хорошо и в рот сами падают кокосы, для чего вам вставать и что-то менять? Так и с ребенком: чтобы он развивался, необходимы фрустрации, то есть неудовлетворенные потребности. Проще говоря, невозможно жить без проблем. Если ребенка все время таскают на руках и удовлетворяют (или хотя бы стараются) все его желания, то страдают его интеллектуальные способности. Он не учится преодолевать препятствия, его мозг не развивается в поисках путей решения проблем. Если ребенок кричит (речь идет о ситуации, когда он сытый и сухой), а вы не идете, говорят сторонники этой теории, у него есть два варианта: продолжать кричать, чтобы выяснить, у кого из вас крепче нервы, или поискать способ успокоиться самому. И лишать его этих поисков - значит сознательно ограничивать развитие его ума, смекалки, творческих способностей.

Уже на втором месяце жизни ребенок способен установить причинно-следственную связь: покричу - меня возьмут на ручки. С этой точки зрения, сколь ни прискорбно, человеческий детеныш ничем не лучше собаки Павлова с ее условным рефлексом «зажегся свет - потекли слюни». Если вы согласны с этой точкой зрения, есть два варианта: брать на ручки до того, как поднимется крик, чтобы не возникло такой связи, или же не брать совсем, пусть хоть обкричится. Близка к этой теории столь популярная пару десятилетий назад идея о том, что ребенку надо дать выкричаться. Правда, современные психологи утверждают, что ребенок, когда родители не подходят к нему, если он плачет, успокаивается не потому, что он осознал: мама и папа не пойдут на поводу у его «капризов». Он просто перестает им доверять, теряет надежду на то, что они удовлетворят его потребности в общении, в том же ношении на руках.

Золотая середина
Естественно, каждый сам выбирает ту точку зрения, которая ему наиболее близка. Мать имеет в своем арсенале такой мощный инструмент, как материнский инстинкт, и никакие педиатры со всеми возможными педагогическими и психологическими авторитетами не смогут ее убедить, если она чувствует, что должна поступить так, а не иначе. Однако можно попробовать, если вы чувствуете в этом необходимость или боитесь избаловать ребенка, начиная примерно с двух месяцев, оставлять ребенка наедине с игрушками - сначала на 10 минут, потом на 15, постепенно удлиняя это время. Пропорционально этим периодам будут расти и способности малыша в познании окружающего мира, и интерес к нему. Этот метод не настолько травмоопасен с психической точки зрения, как система «дать прокричаться», однако он требует от вас внимания и терпения, с тем чтобы ребенок каждый раз был услышан вами, когда вы ему потребуетесь. Важно, чтобы малыш поверил в то, что вы все время рядом, чтобы он был уверен в том, что вы всегда придете, когда у него появится в вас нужда. Возможно - даже скорее всего - у вас будут периоды, когда ребенок будет «висеть» у вас на руках целыми днями. Не спешите раскаиваться в том, что последовали новомодной тенденции и «избаловали» малыша: он таким образом избавляется от стресса, от переживаний, возвращается к вам, чтобы снова и снова чувствовать себя в полной безопасности. Его изначально постоянное, а затем все более редкое желание быть на руках отнюдь не говорит о несамостоятельности.

Остается только порадоваться тому, что природа предусмотрела такой мудрый механизм успокоения, позволяющий воспитать спокойного, уравновешенного, психически здорового человека.

Возможно, у вас с малышом надолго останется чудесная традиция: когда он «взрослым», например лет в семь, будет по выходным утром залезать к вам в кровать, прижиматься к вам, и в эти минуты вы будете принадлежать только друг другу. Поверьте, вы запомните их навсегда, и навсегда останется между вами это чувство близости и нежности, зародившееся, когда вы брали на руки и прижимали к себе мягкое, легкое тельце. К тому же период, когда вы можете вволю носить малыша на руках, продлится очень недолго. Вы и оглянуться не успеете, как быстро настанет день, когда вы просто не сможете взять свою крошку на руки. У вас просто не хватит сил.

назад